
Современные дети практически не уделяют время чтению книг, а если и уделяют, то совсем немного. Каждому родителю хочется, чтобы их ребёнок был образованным и интеллектуально-развитым, имел грамотную речь и мог формулировать свои мысли. Поэтому рано или поздно перед ними возникает вопрос – как же привить ребёнку любовь к книгам, к чтению? Как пробудить у них интерес, чтобы чтение стало для ребёнка удовольствием, а не вызывало скуку и апатию?
В первую очередь, развивая у ребёнка любовь к чтению, родителям необходимо не допускать ошибок на этом пути, среди которых чаще всего возникают следующие:
Чрезмерная настойчивость. Родители пытаются привить ребёнку любовь к чтению, ограничивая занятия другими важными для него делами. Лишают прогулок, общения с друзьями. Это изначально ошибочная позиция, которая может вызвать у ребёнка протест, конфликты с родителями и отказ от чтения совсем.
Литература не по возрасту. Даже если ребёнок давно хорошо читает и проявляет интерес к книгам, не стоит нагружать его сложными произведениями, смысл и язык которых ему будет сложно понять.
Детям-дошкольникам больше всего нравятся книги с яркими иллюстрациями и небольшим количеством текста, младшим школьникам – сказки, фантастические рассказы и рассказы о сверстниках. Средним и старшим школьникам уже можно позволить выбирать литературу для чтения самостоятельно, потому что в этом возрасте, как правило, интересы и предпочтения в книгах у детей расходятся – кому-то нравится фантастика, кому-то – романы, а кому-то исторические произведения.
1. Начинать читать с самого рождения. Потешки, детские стихи, небольшие рассказы малыши воспринимают положительно, они привыкают к речи, к смене интонации и тембра голоса. Младенцы это запомнят и в дальнейшем будут проявлять интерес к чтению.
2. Положительный пример. Ребёнок, который видит читающими своих родителей, волей-неволей сам будет интересоваться чтением. Можно устраивать литературные гостиные и обсуждать с ребёнком произведения, задавать вопросы и делиться своим мнением.
3. Просмотр фильмов/мультфильмов по произведениям и прослушивание аудиосказок. Этот метод хорошо применять с теми детьми, которые проявляют интерес к чтению, но которым трудно читать большие тексты. Можно, например, половину произведения прочитать самостоятельно, а половину прослушать или посмотреть.
4. Поощрять за чтение. Хвалить, говорить тёплые слова, подбадривать, если ребёнок испытывает какие-то трудности в чтении. Можно ввести систему вознаграждений – после каждой прочитанной книги дарить небольшой подарок – блокнот, конфеты, канцелярские товары.
5. Прерывать чтение на самом интересном моменте. Этот метод можно применять с младшими школьниками, которые уже и сами могут почитать книгу, но все еще просят сказки на ночь. Прослушав не все произведение, а лишь его какой-то фрагмент, ребёнок будет заинтригован и обязательно будет просить продолжить чтение – тогда можно предложить ребёнку узнать самому, чем закончилась история.