
Маша: «Пойдешь со мной в магазин?»
Аня: «Да, если мама позволит».
Будь Маша и Аня такими, как большинство других девочек, ничего необычного в их диалоге не было бы. Но обе они глухие, то есть ничего не слышат. И все-таки понимают друг друга! Каким же образом?
Во-первых, люди, лишенные слуха, общаются между собой с помощью мимики и жестов. Каждая комбинация положений пальцев кисти и направление движения рук соответствует определенной букве алфавита. Понимать друг друга помогают выражение лица и телодвижения. Те, кто освоил язык мимики и жестов, «говорят» даже быстрее, чем нормально слышащие люди.
Во-вторых, глухие могут читать по губам говорящего. Они следят за изменением формы губ, движением языка — и угадывают звуки. Обычно читающие по губам говорят громче обычного, хотя и не слышат сами себя.
И наконец, некоторые прибегают к помощи слуховых аппаратов или электронному протезированию улитки (кохлеарной имплантации). Слуховой аппарат обычно крепят на ушной раковине снаружи; он усиливает звук. Кохлеарный имплант вводят в ухо.
Улитка — это спиральная трубка во внутреннем ухе человека. Она преобразует звуковые колебания в сигналы, воспринимаемые слуховым нервом, и посылает с его помощью электрические сигналы, имитирующие звук и воспринимаемые нервными окончаниями в головном мозге. Тех, кто пользуется слуховыми аппаратом и имплантом, обучают речи на специальных курсах; говорят они, как обычные люди.
Сегодня в разных странах создана целая сеть учебных заведений для глухих и слабослышащих — как детей, так и взрослых. Здесь они могут научиться читать по губам, «разговаривать» с помощью языка
мимики и жестов, освоить слуховые аппараты и импланты. И самое главное — их обучают словесной речи. Первые школы-интернаты для глухонемых были основаны в Париже (1770) и в Лейпциге (1778). В России первое училище для глухонемых было открыто в 1806 г. в Павловске.