
Прежде всего, консенсус достигнут относительно понимания ценностных принципов современной педагогической практики. Такой консенсус стал возможным благодаря определению новой образовательной парадигмы как личностной. В пределах предыдущей, технократической, парадигмы образования, которая утвердилась в результате научной и технической революций ХIХ-ХХ в., главные усилия в процессе учебы были направлены на приобретение знаний, навыков и умений через последовательное изучение материала из какой-то специальной отрасли с его дальнейшим шаблонным использованием в соответствующей сфере деятельности. Технократическая парадигма образования с существенным ударением на естественнонаучном знании и жесткой специализацией обеспечивала эффективную подготовку узкоспециализированного специалиста, который был профессионально компетентным, но так сказать «одномерным», дегуманизированним, который не осознавал ответственность за последствия своей профессиональной деятельности.
Информационная революция последней трети ХХ в. привела к системным социокультурным изменениям в развитии человечества. Современное общество все чаще характеризуют как общество знаний. Но можно прибавить, что это общество знаний, объем которых постоянно растет, а сами они постоянно обновляются. Вследствие этого происходит и постоянное обновление номенклатуры и содержания профессиональной деятельности. При таких условиях востребованным становится уже не узкоспециализированный специалист, вооруженный определенной совокупностью знаний, а профессионально компетентная личность с выраженным инновационным потенциалом и способностью к непрерывному образованию и созданию отчета по ознакомительной практике. В современных условиях на изменение дисциплинарной организации научного знания приходит его междисциплинарная организации, на смену господству естественнонаучного знания приходит гуманитаризация и гуманизация науки. Обострение глобальных проблем и усиление тенденций глобализации цивилизационного развития приводят к необходимости становления новой этики, для которой определяющими являются принципы ответственности, взаимопонимания, справедливости и солидарности. В соответствии со всеми этими системными социокультурными изменениями и выстраиваются ценностные принципы современной педагогической практики — гуманизм с его уважением к личному достоинству и индивидуальной самобытности человека; демократизм, с принципами партнерства и самоуправления; креативность как форма производительного, творческого и инновационного отношения к себе, миру, своей деятельности; ответственность как способ реализации личностной свободы; толерантность как форма уважения к инаковости другого, с принципами терпимости и ненасилля и тому подобное.
Приоритетными мировоззренческими ценностями отечественной системы образования также становятся ценности гуманизма, человеческого и личностного достоинства, социальной инициативы и творчества, демократизма, патриотизма, национального самосознания. Стоит отметить, что в условиях развития национального государства всегда повышается внимание к национально-историческим ценностям как фундаментальным принципам формирования и развития национального самосознания.